БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

1.1. Общие положения

1.1.1. Учетная политика Государственного автономного учреждения здравоохранения «Стоматологическая поликлиника № 24 Департамента здравоохранения города Москвы» определяет совокупность принципов, правил организации и технологии реализации способов ведения бухгалтерского учета.

1.1.2. Учетная политика разработана с целью формирования в бухгалтерском учете и отчетности максимально полной, объективной и достоверной информации о наличии имущества, его использовании, о принятых учреждением обязательствах, полученных учреждением финансовых результатах, необходимой внутренним и внешним пользователям финансовой отчетности.

1.1.3. Учетная политика учитывает особенности организационно-функциональной структуры учреждения, отраслевую специфику деятельности медицинских учреждениях амбулаторно-поликлинического типа.

1.1.4. Учетная политика разработана на основе законодательных и нормативных актов по бухгалтерскому учету:

·  Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (Федеральный закон № 402-ФЗ);

·  Приказа Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (Инструкция № 157н);

·  Приказа Минфина России от 23.12.2010 № 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению» (Инструкция № 183н);

·  Приказа Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» (Приказ № 52н);

·  Федерального стандарта бухгалтерского учета для организации государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденный Приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н (далее - СГС "Концептуальные основы");

·  Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства", утвержденный Приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н (далее - СГС "Основные средства");

·  Федерального стандарта бухгалтерского учета I для организаций государственного сектора "Аренда", утвержденный Приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н (далее - СГС "Аренда");

·  Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Обесценение активов", утвержденный Приказом Минфина России от 31.12.2016 № 259н (далее - СГС "Обесценение активов");

·  Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности", утвержденный Приказом Минфина России от 31.12.2016 № 260н (далее - СГС "Отчетность");

·  Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", утвержденный Приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н (далее - СГС "Учетная политика");

·  Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Отчет о движении денежных средств", утвержденный Приказом Минфина России от 30.12.2017 № 278н (далее - СГС "Отчет о движении денежных средств ");

·  Федерального стандарта бухгалтерского учета । для организаций государственного сектора "События после отчетной даты", утвержденный Приказом Минфина России от 31.12.2017 № 275н (далее - СГС "СПОД");

·  Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Доходы", утвержденный Приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32н (далее - СГС "Доходы");

·  Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности ", утвержденный Приказом Минфина России от 28.02.2018 № 37н (далее - СГС "Бюджетная информация");

·  Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах", утвержденный Приказом Минфина России от 30.05.2018 № 124н (далее - СГС "Резервы");

·  Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора " Долгосрочные договоры ", утвержденный Приказом Минфина России от 29.06.2018 № 145н (далее - СГС "Долгосрочные договоры");

·  Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Запасы", утвержденный Приказом Минфина России от 07.12.2018 № 256н (далее - СГС "Запасы");

·  Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Непроизведенные активы", утвержденной Приказом Минфина России от 28.02.2018 № 34н (далее - СГС " Непроизведенные активы");

·  Федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Нематериальные активы", утвержденный Приказом Минфина России от 15.11.2019 № 181н (далее - Стандарт " Нематериальные активы");

·  Федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Выплаты персоналу", утвержденный Приказом Минфина России от 15.11.2019 № 184н (далее - Стандарт "Выплаты персоналу");

·  Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Информация о связанных сторонах", утвержденный Приказом Минфина России от 30.12.2017 № 277н (далее - СГС "Информация о связанных сторонах");

·  Федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Финансовые инструменты", утвержденный Приказом Минфина Родсии от 30.06.2020 № 129н (далее - Стандарт "Финансовые инструменты");

·  Приказа Минфина России от 25.03.2011 №33н "Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных организаций" (далее - Ийструкция № ЗЗн);

·  Приказа Минфина России от 06.06.2019 № 85н "О порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения (далее - Порядок № 85н);

·  Приказа Минфина России от 29.11.2017 № 209н "Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления" (далее - Порядок применения КОСГУ, Порядок № 209н);

·  других нормативных актов, входящих в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета государственных учреждений в Российской федерации.

1.1.5. Учетная политика отражает особенности работы учреждения в части вопросов, которые не урегулированы законодательством или в отношении которых законодательство предоставляет право выбора.

1.1.6. Учетная политика применяется последовательно, от одного отчетного года к другому.

1.1.7. Изменение учетной политики может производиться при следующих условиях:

1.1.7.1. Изменение требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.

1.1.7.2. Разработка или выбор нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета. ।

1.1.7.3. Существенное изменение условий деятельности учреждения.

1.2. Организация бухгалтерского учета

1.2.1. Ответственным за организацию ведения бухгалтерского учета в учреждении является руководитель учреждения.

1.2.2. Ведение бухгалтерского учета в учреждении осуществляет бухгалтерия учреждения. Бухгалтерия учреждения подчиняется главному бухгалтеру учреждения.

1.2.3. Бухгалтерский учет всех операций, совершаемых территориально обособленными структурными подразделениями, ведется бухгалтерией учреждения.

1.2.4. Деятельность работников бухгалтерии учреждения регламентируется их должностными инструкциями.

1.2.5. Бухгалтерский учет в учреждении ведется автоматизированным способом в Общегородском информационном сервисе Консолидированного управленческого учета Единой медицинской информационно-аналитической системы города Москвы (СКУУ ЕМИАС)».

1.2.6. К бухгалтерскому учету принимаются первичные учётные документы, поступившие по результатам внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, из предположения надлежащего составления первичных учетных документов по совершенным фактам хозяйственной жизни лицами, ответственными за их оформление. Внутренний контроль в соответствии с обозначенным принципом осуществляют:

·  на этапе составления первичного документа - ответственный исполнитель, поименованный в графике документооборота,

·  на этапе регистрации первичного документа - соответствующий работник бухгалтерской службы, ответственный за регистрацию документа поименованный в графике документооборота.

1.2.6. Бухгалтерский учет в учреждении ведется в соответствии с Рабочим планом счетов бухгалтерского учета, содержащим синтетические и аналитические счета. Рабочий план счетов разработан на основе Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного Инструкцией № 157н, и Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденного Инструкцией № 183н. Рабочий план счетов приведен в Приложении 1 к настоящей учетной политике.

1.2.7. Номер счета бухгалтерского учета состоит из двадцати шести разрядов. В целях организации и ведения учета установлен следующий порядок отражения аналитических кодов в номере счета Рабочего плана счетов (таблица 1):

Таблица 1 - Порядок отражения аналитических кодов в номере счета Рабочего плана счетов

Номер разряда номера счета

Применяемая информация для отражения

В разрядах с 1 по 17 - аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий

1 -4 разряды - код учредителя 5-17 разряды - указывается «0»

В 18 разряде - код вида финансового обеспечения (деятельности)

«2» - приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения); «3» - средства во временном распоряжении; «4» - субсидия на выполнение государственного задания; «5» - субсидии на иные цели; «6» - субсидии на цели осуществления капитальных вложений; «7» - средства по обязательному медицинскому страхованию

В разрядах с 19 по 21

Синтетический код счета

В разрядах с 22 по 23

Аналитический код счета

В разрядах с 24 по 26 - аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета

Отражаются коды классификации операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ)


1.2.8. Операции по отдельным видам средств, получаемых учреждением, для учета которых Инструкцией № 157н не предусмотрен отдельный код вида деятельности, отражаются по коду вида деятельности «2».

К таким средствам, получаемым учреждением, относятся:

·  средства военных комиссариатов;

·  штрафы, пени и неустойки к получению (уплате) за нарушение договорных обязательств;

·  пожертвования от юридических и физических лиц;

·  средства, полученные от возмещения коммунальных услуг;

·  средства от размещения платежных и торговых терминалов.

1.2.9. В рамках организации бухгалтерского учета учреждением определяются следующие учетные нормы, положения, ответственные лица:

1.2.9.1. Лимит остатка кассы утверждается отдельным приказом руководителя учреждения и определяется в следующем порядке:

- лимит остатка наличных денег определяется расчетным путем в соответствии с порядком, установленным Банком России, исходя из характера деятельности учреждения с учетом объемов поступлений или объемов выдачи наличных денег;

1.2.9.2. Выдача денежных средств и денежных документов под отчет производится в соответствии с Положением о выдаче под отчет денежных средств и денежных документов, о составлении и представлении отчетов подотчетными лицами, приведенным в Приложении 2 к настоящей Учетной политике.

Перечень должностей работников, имеющих право получать под отчет денежные средства и денежные документы утверждается приказом руководителя.

1.2.9.3. Перечень должностей работников, имеющих право получения доверенностей, приведен в Приложении 3 к настоящей Учетной политике.

1.2.9.5. Порядок и размер возмещения расходов, связанных со служебными командировками, устанавливается в соответствии с Положением о служебных командировках, приведенном в Приложении 4 к настоящей Учетной политике.

1.2.9.6. Состав постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов утверждается ежегодно отдельным приказом руководителя учреждения.

1.2.9.7. Деятельность постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов учреждения осуществляется в соответствии с Положением о комиссии по поступлению и выбытию активов учреждения, приведенном в Приложении 5 к настоящей Учетной политике.

1.3. Правила документооборота и технология обработки учетной информации.

1.3.1. С использованием телекоммуникационных каналов связи и электронной подписи бухгалтерия учреждения осуществляет электронный документооборот по следующим направлениям:

·  система электронного документооборота с территориальным органом Федерального казначейства;

·  передача бухгалтерской отчетности учредителю;

·  передача отчетности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в инспекцию Федеральной налоговой службы;

·  передача отчетности в отделение Пенсионного фонда;

·  размещение информации о деятельности учреждения на официальном сайте bus.gov.ru;

1.3.2. Для ведения бухгалтерского учета применяются:

·  унифицированные формы первичных документов бухгалтерского учета, утвержденные Приказом №52н;

·  унифицированные формы первичных документов, утвержденные Госкомстатом РФ (в случае их отсутствия в Приказе №52н);

·  самостоятельно разработанные учреждением формы документов, содержащие обязательные реквизиты, указанные в ч.2 ст.9 Федерального закона № 402-ФЗ, образцы которых приведены в Приложении 6 к настоящей Учетной политике.

1.3.3. Табель учета рабочего времени ведется по унифицированной форме сплошным способом заполнения: отражает фактические затраты рабочего времени и регистрирует различные случаи отклонения от нормального использования рабочего времени. Условные обозначения, используемые в табеле учета рабочего времени, устанавливаются приказом руководителя.

1.3.4. Первичный учетный документ принимается к бухгалтерскому учету только по результатам внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, заключающегося, в том числе, в подтверждении того, что:

·  документ составлен лицом, ответственным за его оформление;

·  документ содержит все реквизиты, предусмотренные унифицированной формой документа (при отсутствии унифицированной формы - обязательных реквизитов, предусмотренных п. 11 Инструкции № 157н и п.2 ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ);

·  документ содержит подписи руководителя учреждения или уполномоченного им на то лица.

1.3.5. Перечень должностей работников, имеющих право подписи первичных учетных документов, счетов-фактур, денежных и расчетных документов, финансовых: обязательств, приведен в Приложении 7 к настоящей Учетной политике.

1.3.6. Порядок и сроки передачи первичных учетных документов для отражения в бухгалтерском учете устанавливаются в соответствии с графикам документооборота, приведенным в Приложении 8 к настоящей Учетной политике.

1.3.7. Данные проверенных и принятых к учету первичных документов систематизируются в хронологическом порядке и отражаются накопительным способом в регистрах бухгалтерского учета, составленных по унифицированным формам, утвержденным Приказом № 52н.

1.3.8. Регистры бухгалтерского учета формируются в автоматизированном порядке с использованием программного продукта по ведению бухгалтерского учета, с обязательным выводом на бумажных носителях. Формы регистров бухгалтерского учета и сроки вывода на бумажные носители приведены в Приложении 9 к настоящей Учетной политике.

1.3.9. Внесение исправлений в документы, оформляющие операции с наличными или безналичными денежными средствами, не допускается. В остальные первичные (сводные) учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с лицами, составившими и подписавшими эти документы, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц с указанием надписи «Исправленному верить» («Исправлено») и даты внесения исправлений.

1.3.10. Хранение первичных документов и бухгалтерских регистров учреждения осуществляется в течение сроков, установленных разд. 4.1 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного Приказом Росархива от 20.12.2019 №236 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения».

1.3.11. В случае обнаружения пропажи или уничтожения первичных документов в бухгалтерии или структурном подразделении учреждения руководитель учреждения приказом назначает комиссию по расследованию причин происшествия. Результаты работы комиссии оформляются актом, который утверждает руководитель учреждения.


Федеральный закон от 06 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

Приказ Минфина РФ от 23 декабря 2010 г. N 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению»

Приказ Минфина РФ от 25 марта 2011 г. N 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений»

Приложение 2 (Под отчет)

Приложение 3 (Доверенности)

Приложение 4 (Командировки)

Приложение 5 Положение о поступлении и выбытии активов

Приложение 6 (Неунифицированные документы)

Приложение 7 (Право подписи)

Приложение 8 График документооборота

Приложение 9 (Регистры бухучета)